+7 (8352)64-19-29, 36-25-15, 36-38-28
428008, г. Чебоксары, ул.Текстильщиков, д.8, офис.204
Ежедневно с 8:00 до 18:00

 У нас есть специалисты с опытом работы в разных областях бухгалтерского учета.

Возможность использовать высокопрофессиональный

опыт друг друга, накопленный при решении аналогичных задач.

Кроме того у аутсорсера имеется постоянный доступ к новым технологиям и знаниям.

 

ООО «АКЦЕПТ-Ч»

Тел. 8(8352) 64-19-29,

+79674702515,

+79674703828

03.02.2016

Выездная проверка

03.02.2016

 Ход и порядок проведения проверки

 Что такое выездная проверка

Налоговики могут прийти в любую фирму или к любому предпринимателю и проверить, как они платят налоги. Такая проверка называется выездной. Именно по результатам выездных проверок налоговые инспекторы начисляют наибольшее количество штрафов.

Обратите внимание: в рамках выездной проверки участника регионального инвестиционного проекта, помимо правильности исчисления и уплаты налогов, инспекция проверяет соответствие показателей реализации проекта требованиям, предъявляемым Налоговым кодексом и законами субъектов РФ.

В ходе выездной проверки контролеры обычно находятся на территории фирмы, предпринимателя, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (иных участников этой группы). Выездная налоговая проверка может проводиться и по месту нахождения налоговой инспекции. Но только в том случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения. Это указано в абзаце 2 пункта 1 статьи 89 и в абзаце 2 пункта 1 статьи 89.1 Налогового кодекса. Например, налоговая инспекция вправе провести выездную налоговую проверку по месту своего нахождения в отношении физического лица, которое утратило статус индивидуального предпринимателя (см. письмо Минфина России от 24 декабря 2012 г. № 03-02-08/109).

Обратите внимание: факт невозможности проведения проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия у него помещения должен быть задокументирован: об этом должна быть отметка в акте или решении налогового органа.

Инспекторам не дано право выбирать, где проводить выездную проверку: она должна проходить на территории налогоплательщика. Однако бывает, что, не имея представления о наличии или отсутствии такой возможности (то есть, не посещая налогоплательщика), они присылают ему требование представить документы для проведения выездной налоговой проверки. Вышестоящий налоговый орган или суд могут отменить решение такой проверки на основании пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса, поскольку этот факт указывает на нарушение процедуры ее проведения (постановление ФАС Уральского округа от 4 октября 2011 г. № Ф09-6159/11) – даже если это решение вас устраивает.

Периодичность выездных проверок ограничена. По одним и тем же налогам за один и тот же период вас могут проверить только один раз. Если же речь идет о разных налогах (разных периодах), то в течение календарного года налоговики могут посетить фирму не более двух раз. Правда, при этом не учитывается количество самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств компании (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание: ограничение по периодичности не относится к следующим случаям (п. 10 и 11 ст. 89 НК РФ):

  • контрольная проверка вышестоящим налоговым органом;
  • ликвидация или реорганизация фирмы;
  • фирма подала уточненную декларацию, где указала сумму налога меньшую, чем ранее заявленная. В ходе такой проверки инспекторы изучают период, за который представлена уточненная декларация.

Заметьте: на практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то – раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лет – ждите выездную проверку.

Налоговые органы разработали критерии, утвержденные приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, по которым фирма сама может определить, насколько высока для нее вероятность подвергнуться выездной проверке. Вот некоторые из них:

  • налоговая нагрузка на фирму (предпринимателя) ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли (виде экономической деятельности);
  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • отражение предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год и другие.

Критерии риска имеют конкретные числовые характеристики, приведенные в упомянутом нормативном акте. А приказом ФНС России от 10 мая 2012 года № ММВ-7-2/297@ с учетом сегодняшней финансово-экономической ситуации они были пересмотрены.

Среднеотраслевые значения налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности ежегодно до 5 мая актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС России

Как отложить выездную проверку

Если вы не успели подготовиться к проверке, можете попросить налоговиков перенести ее на более поздний срок. Согласятся инспекторы или нет, зависит от их отношения к вашей фирме и желания пойти вам навстречу. В принципе возможность заменить одну проверку другой у налоговиков всегда есть. Для этого им достаточно немного скорректировать план выездных проверок. Существенно менять его потребуется, только если проверка откладывается на следующий квартал. Если же фирма будет проверена в другом месяце одного и того же квартала, то корректировать вообще ничего не нужно.

Разумеется, причины переноса проверки должны быть убедительными. Например, если на рабочем месте отсутствуют главный бухгалтер или руководитель фирмы и в ближайшее время их выход на работу не предвидится.

Главный бухгалтер общается с налоговиками практически в течение всей проверки. Это и понятно: именно он обязан правильно организовать учет на предприятии, составить бухгалтерскую отчетность, заполнить налоговые декларации и отчитаться в инспекции. Проводить налоговую проверку без главного бухгалтера нежелательно, а иногда и невозможно. Нежелательно и отсутствие руководителя фирмы. Формально проверку проводить нельзя, если директор не расписался в решении о ее проведении. Он же должен подписать и акт проверки. Если же налоговики сошлются на то, что присутствие руководителя необязательно, нужно напомнить им о праве налогоплательщика присутствовать при проведении проверки (ст. 21 НК РФ). Это право относится и к руководителю фирмы, поскольку именно он представляет ее интересы.

Итак, чтобы налоговики согласились отложить проверку, вы можете сослаться на то, что главный бухгалтер или руководитель фирмы ушли в отпуск, уехали в командировку или заболели.

Для переноса проверки инспекции нужно формальное основание. Обычно им служит письмо от фирмы с соответствующей просьбой и указанием причин. К письму нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие на рабочем месте главного бухгалтера или руководителя. Например, больничный лист, приказ об отпуске и т. п. Также в письме желательно указать предположительный срок, в течение которого предприятие подготовится к проверке.

Есть причины, по которым налоговая инспекция не отложит проверку, несмотря ни на какие объективные основания. Такое может быть, если проверка намечена на конец года, а «запланированная» организация не проверялась в течение трех календарных лет. Налоговая инспекция не согласится перенести сроки и в том случае, если фирма ликвидируется и проверку нужно успеть закончить до ее закрытия.

Как проходит выездная проверка

После того как вы допустили налоговых инспекторов на свою территорию или в помещение, они имеют право совершать все действия, которые по закону могут проводиться в ходе выездной проверки. Вот эти действия:

  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение специалистов и переводчиков;
  • привлечение эксперта;
  • инвентаризация имущества.

Помните: все эти действия налоговики должны проводить строго по закону. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением требований Налогового кодекса, не могут быть использованы в суде. Например, если осмотр ваших помещений был проведен без участия понятых, налоговики не смогут в суде ссылаться на его результаты суд их не признает.

Истребование документов

Какие документы могут проверить налоговики

Налоговые инспекторы могут исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В частности, к таким документам относятся:

  • учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • налоговые декларации;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.);
  • лицензии;
  • договоры (соглашения, контракты);
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие документы;
  • документы, подтверждающие правильность применения налоговых льгот (например, копии справок об инвалидности работающих у вас инвалидов).

Имейте в виду, что в рамках проводимой выездной налоговой проверки налоговые инспекторы вправе проверить документы, подтверждающие реальность произведенных работ или оказанных услуг (в том числе, если их производили контрагенты проверяемой компании или предпринимателя). А также документы, подтверждающие, что при заключении договоров и выборе контрагента вы проявили должную степень осмотрительности и осторожности (письмо ФНС от 9 октября 2015 года № ЕД-4-2/17621).

Если такие документы вы не сможете предоставить – проверяющие могут признать полученную налоговую выгоду необоснованной.

При проведении выездной проверки по налогу на прибыль налогового агента налоговая инспекция также может запрашивать дополнительные документы. Сделать это можно в отношении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам российских организаций. Перечень документов, которые инспекция вправе истребовать, приведен в статье 310.2 Налогового кодекса. Он включает в себя документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Если у налогового агента нет необходимых документов, то он направляет запрос действовавшей в интересах третьих лиц иностранной организации, которой был выплачен доход по ценным бумагам. Кроме того, эти документы могут быть запрошены налоговой инспекцией у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Если иностранная организация отказалась представить документы, то на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль этой организации. Налоговые санкции к нему в этом случае тоже не применяются.

Вы имеете право не представлять инспекторам документы, которые не связаны с расчетом и уплатой налогов, например, санитарные книжки. Если налоговики попытаются оштрафовать вас за это «нарушение», то именно им придется доказывать в суде, что непредставленные вами бумаги связаны с исчислением и уплатой налогов.

 

Процедура истребования документов

Для истребования документов налоговики должны направить вам соответствующий документ – это требование о представлении документов. В случае пребывания налогового инспектора, проводящего проверку, на вашей территории, данное требование он должен передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) фирмы или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование передать невозможно, его могут:

  • направить вам по почте заказным письмом. При этом датой его получения считается шестой день со дня отправки такого письма;
  • передать в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Налоговая инспекция должна передать вам требование в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в том случае, когда вы обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. Основания – пункт 4 статьи 31 и пункт 1 статьи 93 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ.

Требование составляют по форме, приведенной в приложении № 15 приказу ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, необходимо представить проверяющим в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования. На представление документов налоговым агентом, выплатившим доход иностранной организации, действовавшей в интересах третьих лиц, отведено три месяца. Сделать это вы можете лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В случае приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик все равно обязан представить документы, которые были запрошены до приостановления этой проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892@). Эту обязанность налогоплательщика подтверждает и Пленум ВАС (п. 26 Постановления от 30 июля 2013 г. № 57).

Истребуемые документы представляются налогоплательщиком в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Рекомендации по заверению копий документов, основанные на сложившейся практике, Минфин России сформулировал в своем письме от 29 октября 2015 года № 03-02-РЗ/62336. В нем сказано, что заверить можно каждый отдельный лист копии документа или, если в документе несколько страниц, прошить такой документ и заверить его в целом.

При формировании блока документов(сшива) нужно соблюдать следующие правила:

  • сшив должен быть не более 150 листов; его необходимо пронумеровать арабскими цифрами, начиная с единицы;
  • все листы в сшиве прошиваются на 2-4прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются.
  • на оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40-60 мм на 40-50 мм). Она должна закрывать место скрепления прошивки полностью, за пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на2-2,5 см;
  • бумажную наклейку подписывают заверительной надписью, в которой указывается количество (цифрами и прописью) пронумерованных листов, а также проставляется подпись руководителя или представителя организации с указанием его фамилии, инициалов, должности, и даты подписания;
  • на заверительную надпись ставится печать организации (при наличии) таким образом, чтобы захватить бумажную наклейку, личную подпись, фамилию, и дату заверения.

При этом необходимо: 

  • обеспечить возможность свободного чтения текста, всех дат, виз, резолюций;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) подшивки;
  • обеспечить возможность свободного ксерокопирования каждого листа документа.

На отдельном листе (если документ не многостраничный) делаются надписи «Подпись» и «Верно», указывается должность лица, которое заверило копию, проставляется его личная подпись, расшифровка подписи, а также дата заверения.

Истребуемые документы Минфин рекомендует представлять с сопроводительным письмом и описью представляемых документов, чтобы предупредить их повторное истребование.

Порядок направления требования и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/168@.

Допустим, у вас нет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока. Тогда вам следует в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих о невозможности сделать это с указанием причин и сроков, в течение которых вы можете представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) налоговой службы вправе:

  • или продлить сроки представления документов;
  • или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков сроки продлеваются не менее чем на 10 дней.

В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или нарушения установленных сроков их представления вас могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса.

Налоговые органы не вправе в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (группы). Такое ограничение не распространяется на случаи, когда:

  • документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
  • Обратите внимание: срок, отведенный для представления документов, засчитывается в общий срок проверки.

Кроме того, проверка не прерывается на время, когда налоговики по каким-либо причинам отсутствовали в компании.

Если ИФНС предъявляет требование о представлении документов, его нужно обязательно исполнить. Даже если оно было предъявлено вам в последние дни выездной налоговой проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки (письмо Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-58). В течение одной проверки налоговики могут предъявить вам неограниченное количество письменных требований.

Если инспекторы потребовали документы устно, вы можете им отказать. Оштрафовать вас за это или провести выемку непредставленных документов они не смогут.

Допустим, истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам. Тогда он может направить их в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ст. 93 НК РФ).

Если истребуемый документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, его представление производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью). Об этом сообщается в письмах Минфина России от 11 января 2012 г. № 03-02-07/1-1, от 15 сентября 2011 г. № 03-02-08/96, от 14 июня 2011 г. № 03-02-07/1-190.

 

Выемка документов

Если вы отказались представить (не представили вовремя) документы, налоговики могут провести их выемку, иначе говоря, забрать принудительно.

Как правило, инспекторы забирают копии документов. Но если они опасаются, что документы будут уничтожены, исправлены, подменены и т. п., то могут изъять и подлинники. В этом случае налоговики должны сделать для вас заверенные копии. Если нет возможности сделать копии на месте, инспекторы обязаны изготовить их и передать вам в течение пяти дней после изъятия.

Имейте в виду: нельзя проводить выемку в ночное время – то есть с 22:00 до 6:00 (п. 2 ст. 94 НК РФ).

Выемка проводится в присутствии понятых и руководителя фирмы. Если вы как руководитель не можете или не хотите участвовать в выемке, то выдайте одному из своих сотрудников, например главному бухгалтеру, доверенность, по которой тот сможет представлять ваши интересы. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Они должны быть не заинтересованы в исходе дела, поэтому сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут.

Имейте в виду: налоговики не могут изъять документы, которые не имеют отношения к вопросам проверки.

По закону выемка должна проходить так. Налоговый инспектор предъявляет руководителю фирмы постановление о проведении выемки, подписанное руководителем (его заместителем) налоговой инспекции, вынесшей решение о проведении налоговой проверки.

Обратите внимание: в постановлении должны быть указаны причины выемки и перечислены подлежащие изъятию документы (и предметы).

Затем инспектор разъясняет всем присутствующим их права и предлагает выдать документы и предметы добровольно. Если вы соглашаетесь, то составляется акт добровольной передачи документов. Вот пример акта добровольной передачи документов:

Если вы отказываетесь передать документы добровольно, налоговый инспектор приступает к принудительному изъятию.

При этом он может вскрывать любые помещения или другие места, где могут находиться документы и предметы, которые нужно изъять.

Все изымаемые документы и предметы инспектор предъявляет понятым, руководителю фирмы, главному бухгалтеру (если он присутствует при выемке).

Все, кто присутствует при выемке, имеют право делать замечания, которые инспектор заносит в протокол.

Изъятые документы нумеруются, шнуруются и скрепляются печатью и печатью (при ее наличии) руководителя фирмы.

Руководитель может отказаться поставить свою подпись и печать (в протоколе об этом делается специальная отметка). Но на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Затем налоговый инспектор составляет протокол выемки документов и предметов. Его форма утверждена приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В нем он описывает все действия, которые проводил во время выемки, и перечисляет изъятые документы и предметы.

Протокол подписывают инспектор и все граждане, участвовавшие в выемке. Если изымается большое количество документов, то инспектор составляет опись документов и предметов, которую прикладывают к протоколу. Вот пример протокола выемки:

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Если налоговики нарушат правила проведения выемки, то доказательства, полученные в результате изъятия, не будут иметь силы. А значит, их нельзя будет использовать в суде.

 Осмотр помещений

Налоговики могут осматривать любые помещения, принадлежащие фирме или предпринимателю: офисные, торговые, складские и т. д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя – осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

Во время осмотра должно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). Руководитель фирмы или предприниматель участвуют в осмотре по своему желанию. Их присутствие необязательно.

В осмотре может участвовать приглашенный налоговиками специалист, например, чтобы оценить изымаемое имущество, «взломать» компьютерную программу и т. д.

Налоговики могут проводить фото-, кино- и видеосъемку. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.

Налоговики на основании статьи 19.7.6 КоАП РФ вправе составить протокол и оштрафовать фирму на 10 000 рублей за незаконное воспрепятствование доступу проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, которые фирма или предприниматель использует для получения доходов либо которые связаны с содержанием объектов налогообложения. Штраф за названное правонарушение налагается на должностных лиц.

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом об административных правонарушениях не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Кроме того, налоговики могут обратиться за помощью к сотрудникам полиции.

Протокол осмотра подписывают все лица, которые участвовали в проведении осмотра (инспекторы, понятые, представитель налогоплательщика, специалист и др.).

С 1 января 2015 года налоговые инспекции получат право проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Это станет возможным, если:

  • представлена декларация, в которой заявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении сумм налога, подлежащих уплате, или о завышении сумм налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Допрос свидетелей

Проверяя деятельность фирмы или предпринимателя, налоговики вправе вызывать свидетелей для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции: руководитель фирмы, рядовые сотрудники и даже члены их семей.

В качестве свидетелей не могут допрашиваться:

  • малолетние;
  • лица с физическими или психическими отклонениями;
  • лица, получившие информацию в процессе своей профессиональной деятельности (аудиторы, адвокаты и т. д.).

Если вас вызвали на допрос, помните: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Об этом сказано в статье 51 Конституции РФ. К близким родственникам относятся супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки (ст. 5 УПК РФ).

Зачастую налоговики вызывают на допрос свидетелей во время приостановления налоговой проверки. Такие действия признаются правомерными как Минфином России (Письмо Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-02-07/1-11), так и судами (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2013 г. по делу № А70-6132/2012).

Иногда инспекторы проводят допрос до начала налоговой проверки или после ее завершения. Запрета на такие действия Налоговый кодекс не содержит. Однако в суде протоколы таких допросов будут признаны недопустимыми доказательствами. Об этом сказано в письме ФНС России от 23 апреля 2014 года № ЕД-4-2/7970@, в котором также приводится арбитражная практика по данному вопросу.

Свидетелей налоговики вызывают повесткой. Повестка вручается под расписку или отправляется по почте.

Как правило, допрашивают свидетеля в налоговой инспекции или по месту его жительства, если он из-за болезни, инвалидности или старости не может явиться в налоговую инспекцию. В ходе выездной проверки налоговики могут допросить свидетелей на территории проверяемой фирмы или предпринимателя.

Допрос проходит так. Сначала инспектор разъясняет свидетелю его права и обязанности, предупреждает об ответственности за необоснованный отказ и уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний.

Затем следует сам допрос: инспектор задает вопросы, свидетель на них отвечает. Показания фиксируются в протоколе.

После того как допрос закончен, свидетель читает протокол и, если с его слов все записано верно, подписывает его. Если у свидетеля есть какие-то замечания по содержанию протокола, он вправе требовать, чтобы эти замечания были в него внесены.

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ).

Участие в проверке экспертов, специалистов и переводчиков

В процессе проверки налоговикам могут потребоваться люди, обладающие специальными познаниями или навыками в какой-либо из областей науки, техники, искусства или ремесла. В такой ситуации они вправе пригласить эксперта (если нужно письменное заключение) или специалиста (если такое заключение не требуется).

Экспертов налоговики привлекают, например, когда нужно:

  • установить подлинность документов;
  • восстановить документ;
  • определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются на фирме, объему продукции или технологии ее производства;
  • определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

Налоговые инспекторы предоставляют эксперту необходимые для экспертизы документы. При этом надо иметь в виду, что эксперт может знакомиться только с теми документами, которые имеют отношение к вопросам экспертизы.

Экспертиза проводится так.

Налоговый инспектор знакомит руководителя фирмы с постановлением о назначении экспертизы и разъясняет его права. Об этом составляется протокол (ст. 95 НК РФ). Обычно эксперта выбирает налоговая инспекция, но вы можете рекомендовать его кандидатуру. Если выбранный налоговиками эксперт вас не устраивает, например, вы считаете его некомпетентным, заявите ему отвод. Не может быть экспертом гражданин, заинтересованный в исходе дела, например, сотрудник налоговой инспекции или родственник проверяемых или проверяющих.

С разрешения налогового инспектора вы имеете право присутствовать при экспертизе и давать объяснения эксперту. Когда заключение готово, вы вправе с ним ознакомиться. Если сомневаетесь в том, что эксперт дал правильное и обоснованное заключение, попросите о назначении повторной экспертизы. Если вам что-то непонятно в тексте заключения, например, эксперт неясно изложил свою мысль или неполно ответил на вопросы, вы вправе с разрешения налоговиков задать ему дополнительные вопросы. На эти вопросы эксперт отвечает в рамках дополнительной экспертизы, которую назначает налоговый инспектор.

Специалистов налоговики привлекают, как правило, чтобы получить информацию, находящуюся в компьютере, или оценить ваше имущество. Чаще всего это нужно при осмотре помещений, выемке документов и предметов, аресте имущества.

Специалист не может быть заинтересован в исходе дела. В отличие от эксперта ему не нужно составлять заключение. В дальнейшем специалист может быть допрошен по тем же обстоятельствам в качестве свидетеля.

Если нужно перевести текст документа с иностранного языка, чтобы понять, связан ли он с исчислением и уплатой налогов, налоговики привлекают переводчиков. Но это бывает очень редко, так как фирмы обязаны вести документооборот на русском языке.

Инвентаризация

Чтобы убедиться, что данные об имуществе, отраженные в ваших документах, соответствуют действительности, налоговики могут провести инвентаризацию. Распоряжение об этом дает руководитель налоговой инспекции (его заместитель). Форма распоряжения утверждена совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 года.

Инвентаризация проходит так.

Налоговый инспектор предъявляет руководителю фирмы распоряжение о проведении инвентаризации.

Обратите внимание: в нем должны быть указаны причины и сроки инвентаризации, состав комиссии и перечень имущества, которое подлежит инвентаризации. В этом мероприятии участвуют материально ответственные лица и работники бухгалтерии.

Сначала вы представляете налоговикам приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии ставит на этих документах свою визу с указанием: «до инвентаризации на „...“ (дата)». Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Затем члены комиссии приступают к подсчету вашего имущества. Вы обязаны создать им все необходимые для этого условия: предоставить в помощь людей, измерительные и контрольные приборы, мерную тару и т. д. (Решение Верховного Суда от 24 ноября 2015 года № АКПИ15-1111).

В ходе судебного разбирательства судьи установили, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). Это не приведет к дополнительным материальным затратам, поскольку ведение деятельности на производственных, складских, торговых и иных помещениях и территориях и извлечение прибыли не может осуществляться без рабочей силы для взвешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов.

Сведения об имуществе записывают в инвентаризационные описи и акты, которые составляют в двух экземплярах. Эти документы подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Причем материально ответственные лица в конце описи дают расписку в том, что они присутствовали на инвентаризации и не имеют к членам комиссии никаких претензий.

По результатам инвентаризации налоговики составляют ведомость, в которой указывают выявленные недостачи и излишки имущества. Этот документ подписывает председатель инвентаризационной комиссии.

Как оформляются результаты выездной проверки

Порядок оформления результатов проверки приведен в статье 100 Налогового кодекса. Отступления от этого порядка могут послужить основаниями, чтобы суд признал решение налоговой инспекции по результатам проверки недействительным.

Вот этот порядок.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке

После окончания проверки инспектор составляет справку о ее проведении. Форма справки приведена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 7 к приказу ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@.

Налоговики должны вручить вам справку в последний день проведения проверки.

По общему правилу, после получения справки вы можете не представлять налоговикам дополнительные документы, так как проверка уже закончена.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке вручается представителю ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 89.1 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки

Если справку инспекторы составляют сразу по окончании проверки, то акт – уже в налоговой инспекции не позднее двух месяцев со дня, когда была составлена справка. В нем они указывают все выявленные нарушения, статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за них, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций. К акту должны быть приложены документы, являющиеся доказательствами выявленных нарушений (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Форма акта проверки приведена в приложении № 23 к приказу ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Этим же приказом утверждены требования к его составлению. Вот пример акта проверки:

Акт должен быть составлен в двух экземплярах (включая все приложения к нему). Один экземпляр остается в налоговой инспекции, другой налоговики передают на подпись руководителю фирмы или предпринимателю. Они должны это сделать в течение пяти дней с момента составления этого акта.

Ваша подпись на акте – это формальность. Она не означает, что вы согласны с выводами, изложенными в нем. Если вы отказались подписывать акт, налоговая инспекция просто поставит на нем соответствующую отметку – на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, вы можете не подписывать его или подписать, но сделать оговорку о своем несогласии.

Если вы уклоняетесь от получения акта, налоговая инспекция отправит его вам по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки письма.

Если налоговая инспекция не вручила вам акт, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

 Что делать после получения акта проверки

Итак, вы получили акт проверки. Прежде всего внимательно изучите его. Если ваш спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно составлен акт. Ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу.

Получив акт, обязательно проверьте:

  • соответствует ли он установленной форме, есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты;
  • правильны ли расчеты, произведенные сотрудниками налоговой инспекции. Нередко в них бывают арифметические ошибки;
  • не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;
  • не нарушены ли сроки проверки;
  • содержит ли акт ссылки на нормативные документы, положения которых вы нарушили, а также на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти нарушения. В противном случае акт проверки не будет соответствовать требованиям, установленным для этого документа;
  • действовали ли на момент совершения нарушения нормативные акты, на которые ссылаются налоговики;
  • каковы были ставки налогов на момент нарушения.

Акт проверки – это еще не решение налоговой инспекции, а только мнение инспекторов, которые проводили проверку. Если вы обнаружили в нем ошибки или не согласны с выводами проверяющих, вы можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это закон (ст. 100 НК РФ) дает вам один месяц со дня получения акта.

Таким образом, у вас есть четыре недели с момента получения акта, чтобы подготовить и отправить инспекторам свои возражения. Однако этот период может увеличиться, если в него попадают праздничные и нерабочие дни.

Возражения по акту проверки вы можете изложить в произвольной письменной форме.

Постарайтесь четко и кратко сформулировать, с чем вы не согласны. Для налоговиков важно только то, с чем вы не согласны и чем подтверждаете свою позицию. Поэтому излагайте свои мысли по такому принципу: пункт акта, с которым вы не согласны, – аргументы в пользу вашей точки зрения со ссылками на законы (указы, постановления, инструкции и т. д.). Если есть судебная практика, приведите и ее.

 Решение по результатам проверки

Как только месячный срок, отведенный для представления возражений, истек, инспекторы передают материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля своему руководителю или его заместителю. Он должен рассмотреть их и принять решение в течение 10 рабочих дней. Срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

Руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен известить вас о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (дополнительных мероприятий налогового контроля). Ведь вы вправе участвовать в этом процессе лично или через своего представителя. Если вы подали заявление об ознакомлении с материалами дела, налоговая инспекция обязана предоставить вам сведения о них не позднее двух дней до дня рассмотрения. Основание – абзацы 1 и 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ.

Процедура ознакомления с материалами выездной проверки может включать в себя и снятие копий соответствующих документов. Об этом сказано в письме ФНС России от 7 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890. Но стоит иметь в виду, что не каждая инспекция может «разрешить» вам сделать копии (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 марта 2014 года по делу № А75-3926/2013). Инспекторы считают, что налоговый орган не обязан предоставлять налогоплательщику копии всех материалов проверки, так как он и составляют налоговую тайну и не могут быть разглашены. Если вы получите отказ, то нарушение своих прав и законных интересов, в связи с получение такого отказа, придется доказывать в суде.

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

Отметим, что при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляют ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом. В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель налоговой инспекции или его заместитель своим решением может:

  • привлечь фирму или предпринимателя к налоговой ответственности;
  • отказать в этом;
  • назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в срок, не превышающий один месяц.

Копию решения налоговики должны вручить руководителю фирмы (его заместителю) под расписку в течение пяти дней после дня его вынесения.

Формы решений, которые выносятся по результатам налоговой проверки, приведены в приложениях № 30 и 31 к приказу ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Приведем пример решения о привлечении к налоговой ответственности.

Если вы уклоняетесь от получения решения, налоговая инспекция отправит вам его по почте заказным письмом.

По пункту 5 статьи 31 Налогового кодекса документы, которые налоговые службы используют при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отправляются по почте:

  • налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
  • налогоплательщику – иностранной организации – по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в ЕГРН;
  • налогоплательщику – индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем – по адресу места его жительства (места пребывания) или сообщенному налоговой службе адресу, содержащемуся в ЕГРН. Форму заявления о предоставлении упомянутыми лицами такого адреса должна утвердить ФНС России.

Если для принятия решения (о привлечении к ответственности или об отказе в этом) собранных материалов недостаточно, руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) назначает дополнительные мероприятия налогового контроля.

К таким мероприятиям, в частности, относятся: истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Они могут быть проведены в течение месяца после вынесения решения об этом. В нем излагают обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких мероприятий, указывают срок и конкретную форму их проведения.

С материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, вы вправе ознакомиться и представить налоговой инспекции соответствующие пояснения или возражения. И хотя срок и порядок таких действий Налоговым кодексом не описан, их обязательность признают и судьи, и налоговики (п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Обратите внимание, что решение о привлечении к ответственности и взыскании задолженности может быть вынесено налоговым органом в отношении взаимозависимого лица компании. На это указал Верховный Суд в Определении от 2 ноября 2015 года № 305-КГ15-13737. При этом налоговый орган должен доказать, что компания действительно является взаимозависимым и аффилированным лицом проверяемого налогоплательщика.

 Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Письменное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов должно быть направлено фирме в течение 20 дней с момента вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности (решение вступает в силу, как правило, по истечении одного месяца со дня вручения).

Формы требований приведены в приказе ФНС России от 3 октября 2012 года № ММВ-7-8/662@. В них налоговая инспекция должна указать все необходимые данные, чтобы можно было понять, что за налог вам приходится доплачивать и какие санкции вам начислены.

Отметим, что Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ в пункт 4 статьи 69 НК РФ внесены изменения. Согласно им, срок уплаты налога теперь приводится только в требовании, которое направляется физическому лицу. То есть индивидуальному предпринимателю или гражданину, который не зарегистрирован в упомянутом качестве.

Поэтому не указание срока уплаты налога в требовании, адресованном фирме, не может сейчас рассматриваться судами как одно из оснований для его отмены.

Срок исполнения требования – восемь рабочих дней или более продолжительный период, указанный в требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Если срок заведомо нереален – обращайтесь в суд.

Если ИФНС не направила вам требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа и попыталась взыскать их самостоятельно, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных